Кто со мной?


Как запеть по-другому? Для того, чтобы запеть по-другому, нужно понимать сам факт, что можно звучать лучше. Ну, и, конечно, как пишут в умных книжках, чтобы иметь то, чего ты никогда не имел, надо начать делать то, чего ты никогда не делал.

А именно: если вы никогда не дышали правильно, то мы начнем это делать. Певец дышит в "живот". Если вы боялись петь высокие ноты, мы узнаем, где они живут и как звучат. Если вы не попадали в ноты, то самое время научиться петь чисто по одной, по две, по три, а потом и по фразам. Если вы боитесь сцены и слушателей, мы будем это "лечить" сценой и слушателями. Если вы не проигрываете ноты на фортепиано, я научу вас это делать даже без знаний по нотной грамоте.

Что такое постановка голоса? Куда его надо поставить, чтобы он звучал? Почему многие долго занимаются пением, а голос остается непоставленным? Нам нужно поставить звук на опору. А опорой будет являться воздушная волна, которая вынесет его изо рта. Как это происходит? Попробуйте сказать вслух любую короткую фразу, усиливая согласные. Вы обнаружите, что не только слова стали понятны, но и текст звучит убедительней. А еще в это время поджались мышцы живота. Поджав их, мы заставили выгнуться диафрагму. Она поджала легкие. Легкие дали струю воздуха.Воздух прошел через голосовую щель (связки). А дальше формируется во рту гласный или согласный звук. Гласные требуют простора, а согласные сжима. Опорный воздух идет под давлением от живота, поэтому посыл будет крепким. Рот внутри должен быть округлым, звуки выдуваются ртом на передние зубы ровным непрерывным потоком. Характеристики правильного красивого звука: чистый, ровный, округлый, дальний. Если ваш звук еле слышен, живот не напрягается. Если звук трясется, вы на него давите. Если звук гундосый, то выдуваете через нос. Если звук зажатый, то нижняя челюсть прижата к верхней.


Почему нельзя давить на горло при пении? Думаю, что многие слышали в свой адрес, что поют горлом. Что бы это значило? Так подумает непрофессионал. Дело в том , что во время пения, конечно же нужна сила. и всем поющим хочется быть голосистыми, мощными, яркими. И тогда можно применить два способа. Один правильный - это напрячь область живота (диафрагмы), которая подожмет легкие, из которых выйдет сильная струя воздуха и вынесет на себе звук. Другой - вредный для здоровья и категорически неправильный: надавить на область горла, на связки. Давящий на связки чувствует боль, першение. дискомфорт. Звук получается на крике, с призвуками, малоэстетичный. Но самое страшное, когда мы давим на связки, в гортань приливает кровь, которая образует сгустки, уплотнения и в итоге узлы. А дальше от терапии до операции. И эта тема касается не только певцов, но и других профессионалов, постоянно эксплуатирующих голосовой аппарат - учителей, лекторов, диспетчеров, менеджеров, работающих на обзвонах и т.д.

Почему у некоторых поющих непонятен текст? Когда-то давно, когда не было интернета, а библиотеки не успевали за выходом новых музыкальных сборников, тексты песен можно было раздобыть только путем переписывания с виниловой пластинки. Часто, переписывая слова на слух, мне был абсолютно непонятен текст. До сих пор в интернете можно встретить тексты со странными нелогичными словами-заплатками. В этом безусловно "виноват" исполнитель. А если точнее, его неточная артикуляция. Четкая артикуляция - это когда все мышцы органы в системе помогают образовывать тот или иной звук. Все мы знаем, что происходит со звуком Р, когда языку не удается дотянуться до нужного места у альвеол (углубления близко к зубам). Так вот согласные звуки - это наша помощь, опора. Они образуют русло для движения гласных (голоса на воздухе). Если перестать полноценно сжимать согласные в нужных местах (Б-П губами, З-С зубами и т.д.), то речь превратится в непонятную кашу. Кроме этого согласные звуки дают нам дальний посыл звука, берут на себя силовую нагрузку, снимая ее с горла. А давление на связки является бичем начинающих поющих. Не зная, чем усилить звук, они, бедняжки, давят на горло и получают плохой результат для вокала и здоровья связок.

Что такое правильное дыхание? Расскажу маленькую историю. 3 года назад мы были в поездке по Норвегии. И нам довелось подняться на ледник Бриксдал. Решили пойти пешком 3 километра вверх. Задача была не из простых. Все ленивые ехали мимо на машинках-подъемниках и ехидно посматривали на нас с мужем. Я задохнулась через 10 метров подъема. И вдруг вспомнила про дыхание по методике Стрельниковой. Руки в боки - глубоко и медленно дыша в живот я пошла вверх. И в который раз гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой помогла. Дышать поверхностно - это особенность девочек. Диафрагмальное глубокое дыхание более характерно для мужчин. Хорошо поставленный голос опирается на воздушную волну, которая держится на диафрагме. Вокальный аппарат - это не только связки. Это налаженная воздушная система организма, которую нужно развивать и беречь.

Что такое вокальные резонаторы? Давайте начнем с того, что такое РЕЗОНАТОРЫ вообще? Звук - это физическое явление, это волна. Резонатор - это усилитель звука. Усилителями звука в природе могут быть открытое или закрытое пространство. Приведу пример с камертоном, звук которого слышен, только если камертон поднести к уху. А вот если создать условия для резонирования - поднести к звучащему камертону пустой сосуд, то будет лучше слышно. Так вот, если бы у нас вокальный аппарат состоял из одних связок, то мы бы не слышали ни речи, ни пения друг друга. Но мудрая природа "приложила" к голосовому аппарату костные полости носа, рта и глотки и трубки груди (головные и грудные резонаторы). Очень часто непрофессионалы, желая усилить звук давят на связки, профессиональные певцы всегда дружат с резонаторами


Начать петь после ОРВИ. Начинать петь после болезней, связанных с голосовых аппаратом, надо с оглядкой и лучше после полного выздоровления. Чтобы окончательно вычистить все остатки "больной" слизи можно промывать нос препаратами с морской водой и делать ингаляции через небулайзер (техническое средство, разбивающее жидкость на мельчайшие брызги, ингалятор без нагрева) минеральной водой без газа. Проверьте предварительно по состоянию при распевании: легко ли вам удается петь. Удобно ли вам петь самые высокие ноты, не слышится ли сип вовремя пения, не дает ли "гундосость" заложенный нос?. Если - ДА , помолчите и полечитесь еще немного. Даже если у вас ничего не болит, то качество пения будет низким. Если все в порядке, приступайте! Мы ждем ваших новых творческих успехов!