О работе со слабыми учениками

Давайте сразу разделим слабых учеников на 3 группы. На тех, которые никогда в жизни не пели и в семье это направление желаний пресекалось "добрыми" непоющими родственниками. На тех, кто родился поющим, занимался самообразованием и решил сменить дилетантский подход на более профессиональный. И тех, кто получил какое-либо музыкальное образование, но все равно не запел. С первыми тяжелее всего, среди них много "гудошников" - людей, неспособных чисто воспроизвести мелодию. Перед тем, как ставить им голос, надо научить петь чисто. Я использую речевые звуки разной высоты для повторения, а затем пение по нотам и интервалам (от одной ноты до другой и обратно). С другими двумя группами я, как правило, выясняю, умеет ли человек в пении выходить на верхние и нижние ноты, нет ли челюстного зажима, носовых призвуков и других технических помех для красивого пения. И затем мы ставим точечные задачи для каждого ученика и решаем каждую проблему отдельно. Общая методика для всех - это дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Звук должен опираться на дыхание....

Кто такие гудошники? Кого так называют? Это разговорное прозвище всех кто не поет, а "гудит" на одной ноте. Это про них, бедолажек, твердят, что, мол, медведь им на ухо наступил и не дано им, так что теперь сделаешь... Могу объяснить, почему никто не любит возиться с исправлением этого. Просто педагогу музыкальной школы некогда исправлять природные и личностные недостатки. ему нужно показывать хороший результат: на экзаменах, на конкурсах и т.д. Вы спросите меня, что можно с этим сделать. Я вам объясню. что делаю я, когда ко мне учиться приходит гудошник. Я при помощи речи, применения высоких и низких звуков меняю его представление с горизонтального ритмического музыкального мира на вертикальный. Все гудошники и гудошницы у меня сначала издают звуки от визга до рыка. И потом мы начинаем на речевой звук надевать вокальный. И человек начинает петь все нотки от низа до верха и обратно.

Как выйти на высокие ноты? Очень часто ко мне приходят люди, которые хотят правильно научиться брать высокие ноты. Они перепробовали все: подражать любимым певцам, кричать, выжимать силой, давя на горло. Но не все так просто. Звук - это волна, это воздушное явление. Подходить к звукоизвлечению надо мудро, понимая как происходит это явление. Для того, чтобы грамотно взять высокий звук нужно понять, как он формируется. А происходит это в верхних резонаторах (гайморовы пазухи), в которые должен пройти воздух и стать там объемным звуком. Подобно тому. как звучит комната без мебели эхом, так и пустые гайморовы звучат прекрасным верхним звуком. Нужно всего лишь поднять щеки к ушкам и опустить подбородок вниз. Прислушивайтесь к своему организму, договаривайтесь с ним и он ответит вам взаимностью.

Чем эстрадное пение отличается от академического? Что проще? Что больше ценится слушателями? Давайте попробуем понять в сравнительных характеристиках. Академическое пение не требует дополнительной усилительной техники, оно звучит за счет правильно выстроенной работы с резонаторами. Это прикрытая манера пения, возникшая в давние времена. Используется в классических жанрах оперы, оперетты и др. Академическое пение - это чистый звук без примесей и призвуков. Пение стремящееся к гласной О. Эстрадное пение ближе к массовой культуре, оно открытое, более естественное. Стремится к открытой гласной А. При этом хорошая эстрадная постановка требует не меньшего мастерства, чем академическая. Все популярные песни в стиле джаз, рок, поп, соул и пр. исполняются в эстрадной манере. Про эстрадно - джазовое пение можно написать отдельно. В эстраде можно применять разные призвуки и украшения.

Тембры голосов. В академическом пении принято делить женские голоса на высокие (разных оттенков и подвижности сопрано), средний меццо-сопрано, низкий контральто; мужские высокие (разной высоты тенор), средний баритон и низкий бас; детские высокие (сопрано), низкие (альты) и отдельно высокий мальчиковый голос дискант. Голоса с подвижной гортанью называют колоратурными, их можно часто услышать в барочной музыке, в которой фиоритуры (украшения) являются знаковой характеристикой. Эстрадные голоса любят "примазываться" к этим же характеристикам. Но если в опере каждому голосу принадлежит определенная роль (легкие сопрано - молодые девушки, контральто - возрастные женщины, тенора - лирические герои, басы - характерные персонажи), то в эстраде по сути можно просто поменять тональность и спеть любым голосом любую песню. У каждого голоса свой диапазон, своя цветность, глубина или легкость.